Кэмерон Альборсиан. Читать: Гуру внутри тебя

Согласно философии йоги, время на Земле циклично, причем каждый из циклов длится несколько тысячелетий. В начале цикла мир пребывает на более плотном, можно сказать, материальном уровне и постепенно становится все менее плотным и все более духовным. Сейчас, в двадцать первом веке, мы — в самом начале цикла так что парень, о котором я рассказал выше, был недалек от истины. Наш мир действительно материален. Именно поэтому мы так склонны к погоне за внешним благополучием и вещизму. Одни всю жизнь наслаждаются изобилием имеющихся у них вещей, другие постоянно жаждут иметь эти вещи. Я, в полном согласии с преподанным мне учением, считаю, что одержимость вещами лишь уплотняет, так сказать, материализует присутствие человека в мире. И в результате он вместо покоя и радости обрекает себя на страдания. В этой книге я хочу показать вам не только суть таких страданий, но и путь избавления от них, ведущий к счастью.

Купить книгу можно тут: Кэмерон Альборсиан. Гуру внутри тебя: Индийские программы для омоложения тела и души

Обещание лучшей жизни

Представьте себе две картинки. Первая — листик на ветке. Вторая — человек. Листик зеленый и полный жизни; он вбирает в себя лучи солнечного света. Листик естественен — он просто есть. Человек же мечется, пытаясь получить то-то и то-то, борется с какими-то проблемами — и вот его спина становится сутулой, а под глазами появляются мешки. Эти картинки примечательны тем, что обе они вполне типичны. Многие из нас воспринимают свою жизнь как тяжкое бремя, и в конце концов это бремя проявляется в виде болезней.

Мы нервничаем, недосыпаем, едим продукты, которые не столько питают, сколько травят организм, и мучаемся от множества заболеваний, которые считаем чем-то вполне нормальным. В то же время мы видим на деревьях мириады листьев, живущих и развивающихся естественно, то есть именно так, как им и полагается, — они полны жизненной силы.

Мы тоже рождены для естественной жизни. Но мы отказались от нее.

Практика, представленная читателю в данной книге, основана на принципах, которые уже не первое тысячелетие известны благодаря йоге и аюрведе. Жить согласно этим принципам — значит отказаться от всего, что изнуряет наше тело и мешает нам жить уравновешенной жизнью, изначально уготованной для нас природой. Мы не властны над законами природы, но нам выпала счастливая возможность следовать им.

Практика жизни в согласии с природой совершенствовалась многими поколениями духовных искателей. Их опыт убеждает в том, что мы можем очистить свое подлинное «Я» от всего, что в нас есть наносного, и освободиться от болезней, печалей и боли. Иначе говоря, нам по силам стать такими же естественными и наполненными жизненной энергией, как и мириады листьев, составляющих неотъемлемую часть всякого пейзажа!

Открыть в себе гуру

Слово гуру переводится с санскрита как «учитель». И своим названием моя книга обязана тому, что, если мы хотим прийти к естественной, радостной жизни, нам следует найти такого учителя в самом себе.

Представьте себе, как слой за слоем счищают краску со стен старого деревянного дома, которые перекрашивали уже добрый десяток раз. Краска может быть какой угодно — свежей или старой, гладкой или растрескавшейся. Но если ее счистить, откроются натуральные, естественные доски. Эти доски символизируют то, что я называю нашим подлинным «Я» или внутренним гуру.

Путь йоги и аюрведы дает человеку возможность освободиться от всех ограничений, мешающих излучению прекрасного естественного света, который присущ нам всем изначально. Когда мы достигаем такой свободы, этот священный свет нашего внутреннего гуру проявляется во всех наших решениях и действиях. Однако я вовсе не хочу сказать, что человеку не нужен внешний учитель. В начале пути внешнее руководство необходимо. И мы несем ответственность за то, какого руководителя для себя выбираем.

Многие люди, стремящиеся к личностному росту, начинают свой путь с покупки книг духовной направленности. Однако этого мало. Ведь книги должны давать вам необходимые для роста инструменты. Если же этого не происходит — и даже наоборот, если чтение книг попросту не оставляет вам времени на личную духовную практику, — вы никогда не избавитесь от страданий. Вот почему главная идея моей книги очень проста: единственный способ действительно двигаться к избранной цели заключается в том, чтобы пробудить в себе намерение меняться и практиковать желаемые перемены каждый день.

Как понимать эту книгу

Вы, вероятно, заметили, что выше, говоря о личностном росте и переменах, я употребил глагол «практиковать». В этой книге словом «практика» обозначен ряд действий, предпринимаемых нами для осуществления перемен. Существуют практика поз и дыхательная практика. Есть практика ненасилия и практика отстранения. Кроме того, мы можем не только практиковать что-то, но и формировать собственную практику. Позы, дыхание и философия ненасилия настолько влияют на нашу повседневную жизнь, что она сама превращается в практику.

Как уже отмечалось, основой изложенных в моей книге практик являются учения, сформировавшиеся в Индии много веков назад. Увы, люди нередко опасаются использовать практики, опирающиеся на древние учения. В частности, они жалуются на «все эти ужасно непонятные термины» и сетуют на свою «недостаточную гибкость», мешающую им практиковать позы йоги. Однако в действительности целительные практики йоги и аюрведы гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Они предназначены для того, чтобы помочь нам обрести доступ к своей подлинной сущности, а не для того, чтобы пугать количеством необходимой работы. Тут самое сложное — вовсе не заковыристые термины и сложные позы, а необходимость сосредоточивать на том, чем мы занимаемся, все свое внимание. Соответственно, при описании этих практик я воздержался от употребления санскритских терминов — за исключением нескольких слов, наподобие гуру и йога. И многие представленные здесь упражнения предназначены для использования в повседневной жизни — их можно выполнять, когда вы идете с другом на ланч или когда смотрите футбол.

Эта книга состоит из четырех частей. В первой части («Путь») представлены общие концепции, лежащие в основе описываемых практик, а также первые шаги на пути к осознанной жизни, исполненной радости и покоя.

Во второй части («Поведение») описаны три основных поведенческих модели, которые нужно изменить, если вы действительно хотите осуществить долгосрочные перемены в своей жизни. Физические практики, в том числе практика поз и дыхательные техники, — важнейшие составляющие пути, ведущего к осознанной жизни, но их фундаментом является несокрушимое намерение не отклоняться с этого пути. Предложенные во второй части средства решения данной задачи предполагают воздержание от определенных поступков, причем эти средства опираются не только на традицию йоги, но и на другие традиции (Десять Заповедей, Коран, Тора и прочие).

В третьей части («Проявление») мы поговорим о ряде практик, которые у многих ассоциируются, как правило, с йогой, — о позах и дыхательных техниках. Я определяю их как средства проявления, поскольку получаемые благодаря им результаты гораздо более зримы по сравнению с тем, что дают нам фундаментальные концепции, описанные в первых частях книги.

Слово йога произошло от санскритского корня yuj («соединение», «единение»). Аналогично, четвертая, и последняя, часть книги («Союз») состоит из одной главы, в которой все описанные в книге инструменты объединены в единую практику.

Помните, вы не одиноки в своем поиске, — возможно, это самое важное из того, что вам надлежит знать перед началом странствия. Я поместил в книгу истории из собственной биографии — в них ясно виден мой переход от индустрии моды к жизни, посвященной практике и учению йоги и аюрведы. Такие истории наглядно иллюстрируют идеи, которые помогут вам, как и мне, отыскать в себе вашего внутреннего гуру.

В завершение должен сказать, что я написал эту книгу отнюдь не для того, чтобы навязать вам якобы единственно верный способ осуществить настоящие перемены в вашей жизни. Конечно же, есть много путей самореализации. И я просто хочу показать вам один из них, не теряющий своей ценности в течение многих тысячелетий. Если вы решите воспользоваться описанными в этой книге инструментами, перемены обязательно будут. Главное — начать и не отступать от избранной стратегии. Только так вы сможете открыть в себе своего внутреннего гуру и освободиться от бремени, которое налагает на человека жизнь в материальном мире. Знайте, что, сделав это, вы реализуете величайшую и наиболее вдохновляющую вариацию самого себя. Что, в конце концов, может быть важнее такого исполненного радости события?

Включение поз йоги в практику

Моя пациентка Беверли практиковала позы йоги и во время занятий получила травму. Осваивая энергичный силовой стиль йоги, которому ее обучал наставник, она через силу выполнила одну из поз и повредила поясницу. Травма, можно сказать, заблокировала все ее тело, после чего любое движение стало сопровождаться болью. Беверли работала воспитательницей в детском саду. Ей едва хватало сил терпеть боль в течение всего рабочего дня, а прогулки с детьми и необходимость играть с ними в подвижные игры, которые так любят малыши, вообще превратились для нее в пытку.

На выздоровление у нее ушло несколько месяцев. И поскольку Беверли из тех, кто всегда пребывает в движении, она возжаждала физических нагрузок сразу же, как только почувствовала себя лучше. Так что ко времени нашего знакомства она уже полгода бегала кроссы и поднимала тяжести — по полтора часа каждый день. Однако, как отметила Беверли на консультации в начале нашего первого занятия, после тренировки она нередко чувствовала себя разбитой и опустошенной.

Беверли прошла у меня курс обучения, длившийся несколько недель. Поначалу она боялась повторно травмировать спину и опасалась практиковать позы йоги. Но когда я ознакомил ее с медленной, медитативной последовательностью поз, которые, как я считал, смогут стать противовесом ее чрезвычайно активному образу жизни, она открылась навстречу новому для нее опыту. В начале каждого сеанса мы обсуждали ее самочувствие и то, ощущает ли она какие-то связанные или же не связанные с осваиваемой практикой помехи. Постепенно тело Беверли все больше раскрывалось, а сама она, казалось, освобождалась от потребности в постоянной физической активности.

Однажды утром — на тот момент Беверли освоила при мерно половину того, что было нами заплани ровано, — я пред ложил ей позу йоги, способствующую урегулированию гормональной активности. Беверли нужно было лечь на спину и завести ноги за голову. Перед этим Беверли хорошо размялась, и я очень удивился, когда увидел, как в этой новой позе все ее тело словно заклинило. Она на несколько секунд даже перестала дышать. Каждое движение причиняло ей боль. Придя в себя, Беверли сказала, что она опять в «нокдауне», снова будет болеть несколько месяцев и не сможет работать. По щекам у нее потекли слезы. Я уговорил ее сосредоточиться на дыхании и в буквальном смысле продышать свою боль, а затем предложил выполнить несколько несложных поз и полежать на спине, вытянув ноги. В завершение я помассировал участок ее поясницы, который был эпицентром боли. Спустя пятнадцать-двадцать минут Беверли чувствовала лишь незначительную боль при движении, а через полчаса могла ходить, причем боль почти полностью утихла.

Как выяснилось позднее, в то утро Беверли не сообщила мне важнейшую информацию. Оказалось, что перед нашим занятием какой-то человек ее очень сильно огорчил и у них произошла словесная перепалка. Свой стресс и напряжение она принесла на занятие. Если бы информация об инциденте всплыла в нашем разговоре, я бы не предложил ей позу которая потревожила старую травму. Когда это случилось, Беверли не на шутку испугалась, что в свою очередь создало в ее теле еще больший очаг напряжения.

На первый взгляд может показаться, что в данном случае причиной повторного травмирования стала поза йоги. На самом же деле полученная несколько месяцев назад травма Беверли до поры до времени просто ничем себя не проявляла. Напряжение же, вызванное случившейся в тот день ссорой, усилило восприимчивость Беверли к старой травме. И если бы она, как и раньше, нагружала себя тяжестями и бегом, то очень может быть, что эти нагрузки в тот день причинили бы ей гораздо больше вреда, чем поза йоги.

Как уже было сказано выше, чтобы справиться с возникшей проблемой, Беверли пришлось продышать возникшую боль в пояснице. Вдобавок такое достаточно интенсивное дыхание помогло ей избавиться от связанных с травмой страхов.

Для меня очень важно поделиться с вами этой историей по нескольким причинам. Во-первых, она иллюстрирует то, как правильное дыхание, усиливая приток крови к определенным тканям тела и вдобавок успокаивая нервную систему, способствует расслаблению спазмированных мышц и купирует боли. Во-вторых, данная история является свидетельством того, что наши эмоции и мысли ощутимо влияют на тело, — как вы помните, Беверли травмировала поясницу вскоре после ссоры. И в-третьих, предпочтения Беверли в вопросах физических нагрузок (силовая йога, кроссы, поднятие тяжестей), судя по всему, плохо сочетались с ее образом жизни и работой, не лучшим образом сказываясь на здоровье.

Купить книгу: Кэмерон Альборсиан. Гуру внутри тебя: Индийские программы для омоложения тела и души

Рекомендуем:

Добавить комментарий

Name and email are required. Your email address will not be published.